Диакон Андрей Хвыля-Олинтер, заместитель председателя Миссионерского отдела Русской Православной Церкви: «Современные харизматические культы — это объединения, покупающие людей дешевым экстазом и ложной религиозностью»
Отец Андрей, известно, что Вы долгое время работали в органах внутренних дел. Но сейчас Вы священнослужитель Русской Православной Церкви, исследуете деятельность сект ….
Нельзя сказать, что решение бороться с сектами было принято неожиданно. С детства я интересовался вопросами бытия: как устроен мир, кто всем этим управляет? Вскоре я стал верующим. Чтобы ответить для себя на вопрос, на чьей стороне правда, я стал интересоваться христианскими деноминациями. При изучении их доктрин бросались в глаза сектантские заблуждения и отклонения в понимании смысла Библии. Они были настолько очевидны, что их мог заметить даже светский человек, внимательно прочитавший несколько брошюрок или журнальчиков. Работая в органах внутренних дел, мне приходилось участвовать в раскрытии преступлений, совершенных на религиозной почве, а также сталкиваться с негативными проявлениями сектантской деятельности. Часто ко мне за помощью обращались люди, чьи родные или близкие попали в деструктивное объединение. Эти обстоятельства не позволили мне остаться равнодушным к этой проблеме и в то время, когда я стал православным христианином.
С каждым днем в Украине становится все больше тоталитарных сект и культов. Представляют ли они реальную опасность для общества?
Все тоталитарные культы всегда представляют серьезную опасность для общества. Сегодня много говорят о террористических актах, межнациональных конфликтах и религиозных войнах. В основе всего этого лежит деструктивное вероучение. Утверждать, что секты не опасны — это, в лучшем случае, позиция страуса, который прячет голову в песок, чтобы не видеть угрозу. Деструктивные вероучения возникают по нескольким причинам. Прежде всего это «богоискательство». Каждый человек в своей жизни проходит этап осознания самого себя и окружающего мира. Со временем у него формируется отношение к происходящему. Многие через это приходят к вере. Иногда ложные вероучения возникают во время психического или духовного недомогания. Некоторые деструктивные организации занимаются оказанием давления на правительство и подрывом национальной безопасности. Чаще всего тоталитарные культы создаются для осуществления психического и духовного контроля над людьми. И, наконец, последний вариант — когда ведется открытая борьба с традиционными и культурными образующими того или иного государства. И примеров этому "несть числа". Чего стоит хотя бы фашистская идеология. Ведь корни этого чудовищного режима лежат в оккультных и мистических учениях. В наше время приобрела известность террористическая группировка "Аум Сенрике". Ее руководители прикрывали свои преступные действия религиозными мотивами. И вот перед государством стоит вопрос, как защитить свою национальную безопасность, неотъемлемой составляющей которой является безопасность духовная. Такая постановка вопроса подтверждается многими постановлениями Европарламента. Деятельность деструктивных организаций часто выливается в противоправные, аморальные и античеловеческие поступки.
Ходят слухи, что существуют криминальные группировки, прикрывающиеся религией. Насколько, по-вашему, реально это утверждение?
Радует то, что об этом наконец-то заговорили вслух. Если, например, внимательно понаблюдать за адептами секты сайентология, можно увидеть, что их деятельность направлена на установление физического и психологического контроля над личностью. Для этого они используют подкуп должностных лиц, сбор данных о своих членах, установление стесненных условий жизни и деятельности внутри своей структуры, а также сбор конфиденциальной информации о стратегически важных промышленных объектах. Все это продиктовано стремлением расширить свою сферу влияния в прибыльных отраслях тяжелой и военной промышленности.
Все чаще и чаще в разговорной речи встречается термин "харизматы". В связи с этим люди интересуются, что такое "говорение на иных языках"?
Для начала следует разобраться, где лежат истоки так называемых харизматических даров. Известно, что Православие воспитывает своих последователей в трезвении ума. Это диаметрально противоположно харизматической практике. Подобные течения существовали еще во времена шаманов, когда человек мог оперировать различными заклинаниями и умел наводить на людей что-то вроде порчи. Современные харизматические культы — это объединения, покупающие людей дешевым экстазом и ложной религиозностью. Многие из них во всеуслышание называют себя христианскими, хотя таковыми не являются. Существует два способа проверить, насколько та или иная организация христианская. Во-первых, истинная, святая, соборная и апостольская Церковь была образована в тридцать третьем году нашей эры — в день Пятидесятницы, когда в Сионской горнице на апостолов сошел Святой Дух. Если религиозное объедение образовано позже этой даты, оно не является христианским. Второй способ — проанализировать, как относятся к той или иной деноминации сатанисты. Ведь не борются же они с неопятидесятниками. Для совершения своих жестоких оргий они выбирают место поближе к православным храмам, пытаясь при удобном случае осквернить их. Уже хотя бы на основании этих аргументов можно заключить, что сектанты либо нагло врут, либо искренно заблуждаются, называя себя христианами.
Что касается глоссолалии, то в Новом Завете говорится о говорении на иных языках. Но все в Церкви должно иметь какой-то смысл. Поэтому апостолы и говорили, что каждый говорящий иными языками, должен иметь толкователя. Российская академия наук проводила исследования современной глоссолалии. Ученые пришли к выводу, что это некий камуфляж, отдаленное сходство с языками, присущими древним восточным народам. Все же массовые бормотания есть не что иное, как проявление экзальтации и бесовщины. Сектантскими лидерами это выдается за высшее достижение духовности. Знаете, не так страшно, что люди попадают в сектантские сети. Гораздо страшнее, что сектантские руководители не желают разобраться, а к чему, собственно, приводит людей их учение.
Говорят, что люди, которые попадают под влияние секты, теряют социальные связи и прекращают контактировать со своими родными, близкими и знакомыми….
Ко мне часто обращаются родители, друзья и просто знакомые людей, попавших в секту, со словами: "У меня отняли этого человека!" Действительно, адепт той или иной секты, сам того не подозревая, постепенно прерывает связь с обществом. А со временем он становится религиозным фанатиком. Порой даже удивляешься, был вроде нормальный, здравомыслящий человек, а превратился в зомби. Причем все происходит так неожиданно, что родные подолгу не могут оправиться от шока. Для вербовки неофитов сектантские лидеры используют простейшие приемы. Самый избитый из них — «бомбардировка любовью». Стоит человеку придти в секту впервые, как его окружают люди, которые ведут себя так, словно к ним пришел человек, которого они ждали всю жизнь. Они делают вид, что любят его и понимают, утверждая, что именно здесь он получит успокоение. Как правило, человеку не говорят правду о том, куда он попал. За время пребывания в секте у человека воспитывается отрицательное отношение к внешнему миру. Возникает убеждение, что счастье можно получить только в этом объединении, а также формируется полное доверие лидеру при полном отсутствии критического анализа. Для примера возьмем хотя бы Свидетелей Иеговы. Человека, попавшего туда, сразу ориентируют на то, что мир враждебен, а родственники, не признающие учение секты, а тем более выступающие против нее, это первые враги. На сектантских собраниях говорится, что государственные служащие, администрация, некоторые законы, армия — от лукавого. Постепенно человек выходит из нормального мира, попадая в искусственный, созданный сектантами.
Почему правоохранительные органы на эти проблемы смотрят сквозь пальцы?
Такое отношение «стражей закона» главным образом связано с духовным невежеством. Неверующий человек вряд ли сможет отличить кришнаита от буддиста. Хотя там есть за что зацепиться. Так, свидетели Иеговы, запрещая переливание крови, нарушают право человека на здоровье. Оправдывая себя, они могут приводить аргументы из Библии. Но Господь говорил: «Богу Богово, а кесарю кесарево». Это уже говорит о том, что Священное Писание не может противоречить законодательству. К тому же запрет иеговистов на переливание крови стал для многих людей причиной смерти. Немалую роль играет то, что секты процветают, несмотря на подрывную деятельность по отношению к обществу. А как же иначе? Ведь иностранные проповедники вкладывают большие деньги в борьбу против независимой, демократической, правовой и развивающейся Украины. Но сотрудники правоохранительных органов, как правило, недооценивают сектантов, думая, что это «простые безобидные фанатики». Это говорит о том, что в правоохранительных структурах нет специалистов в области сектоведения. Так что было бы неплохо, если бы охранники порядка как-то консультировались с богословами. На Украине действует немало православных духовных школ. Я думаю, что защитники правопорядка не должны игнорировать студентов и преподавателей этих заведений. К тому же Украина тесно связана именно с Православием и вряд ли сможет существовать без него.
Предположим, правоохранительные органы решили заняться борьбой с сектами. С чего им следует начинать?
Прежде всего нужно изучить практику других стран: Франции, Италии, где культура, традиции, обычаи уважаются народом и охраняются государством. Также необходимо начать сбор информации о тоталитарных культах с тем, чтобы донести ее до народа. Сотрудники «органов» должны время от времени посещать сектантские «представления», так как зачастую во время этих мероприятий происходят вещи, интересные с точки зрения криминологии: торговля наркотиками, использование запрещенных методов гипноза и др.
Если проанализировать историю формирования тоталитарных культов, можно выделить две категории людей: попадающие под влияние деструктивного учения и удерживающие под этим влиянием. Какое должно быть отношение со стороны православных к этим людям?
Главный критерий, по которому должны узнавать христиан, — это любовь, которая распространяется на каждого человека независимо от вероисповедания. Христианство борется против греха, но не с человеком. Кроме того, в борьбе с сектами Православие должно показывать альтернативу, свидетельствуя о том, что оно гораздо выше, чем секты. И в первую очередь об этом должен говорить благочестивый образ жизни христианина. Также необходимо говорить людям правду о сектах и объяснять правильное значение термина «свобода совести». Ведь это понятие говорит о том, что человек самостоятельно, осознанно и свободно принимает решение. Но мало просто давать информацию. Еще необходимо помочь ее правильно проанализировать, чтобы человек мог принять осознанное решение. Очень важно, чтобы правоохранительные органы не медлили с разоблачением преступных деяний деструктивных организаций, утешая себя тем, что «верующие умеют только молиться». Более того, важно, чтобы эту информацию знал народ, так как зачастую лишь «горькая правда» о секте может спасти человека от обольщения «доброй» атмосферой в молитвенном доме.
На миссионерском съезде целая секция была посвящена антисектантству. Эта проблема волнует многих молодых миссионеров. Что бы Вы могли пожелать этим людям?
Преподобный Серафим Саровский говорил: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Хотелось, чтобы эти люди действительно были православными. В наше время очень важен именно жизненный личный пример. Видя его, многие придут к истинной Церкви. Сейчас издается большее количество православной и светской литературы антисектантской направленности. Было бы желательно, чтобы эти сокровища не «закапывались в землю». Хочу пожелать этим людям мужества и решительности, чтобы не давать возможности деструктивным группировкам проникать в общество и занимать в нем какие-то ниши. Но не следует забывать, что делать это нужно православными методами — по-христиански. Ведь «Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания Истины».
Tuesday, March 25, 2008
Subscribe to:
Post Comments (Atom)
No comments:
Post a Comment