Wednesday, March 19, 2008

Митрополит Антоний Сурожский
НЕДЕЛЯ О СТРАШНОМ СУДЕ
----

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сегодня Воскресенье о Страшном суде. Придет день, когда мы все встанем
перед Богом, каждый из нас со своей жатвой, и, как говорит Книга
Откровения, каждое царство и каждый народ с жатвой своей славы и
своего позора.

В этот день время веры пройдет; потому что вера - это уверенность в
вещах невидимых, а в тот день, в ослепительном сиянии славы Божией, мы
уже будем видеть; мы будем видеть Бога, как Он видит нас, мы узнаем
Его, как Он знает нас.

И время надежды пройдет, потому что надежда - это ожидание, а в тот
день всё уже исполнится; это будет восьмой день, последний день
становления; это будет первый день вечности.

И на этом пороге мы будем стоять; с чем мы предстанем? Каков будет
плод всей жизни, каждого из нас в отдельности, всех нас в нашей
целокупности? Не как толпы разобщенных личностей, но как живого тела
людей, которые все были крещены во Христа, в единство, все призваны,
силой Святого Духа, в Единородном Сыне Божием быть единородным сыном
Божиим. С чем мы предстанем тогда? Когда вера и надежда пройдут,
единственное, что останется, будет любовь.

И сегодняшняя притча говорит об этом; не столько об ужасе, о страхе,
который, может, и охватит нас, сковав наши сердца, или наоборот,
охватит, как огонь, в котором мы сгорим мгновенно. Притча говорит о
том предстоянии, когда мы увидим, что весь смысл жизни была любовь, и
спросим себя: есть ли во мне хоть капля любви? Принес ли я плод любви?
Притча не обещает, что мы будем оправданы, потому что говорили себе и
другим, что верим в Бога, потому что называли себя учениками Христа.
Он Сам сказал: в тот день тех из нас, которые не жили евангельски, не
были Его учениками во всей правде, Он за Своих не признает. Но мы,
может быть, скажем: не молились ли мы в Твоих храмах? Не творили ли мы
даже чудес Твоим именем? - и Он ответит: Отойдите, делатели неправды┘

Но на что мы можем тогда надеяться? Притча говорит об этом так ясно, и
это можно выразить одним словом: если вы были человечны , тогда вы
принадлежите Царству. Если не были человечны, то не принадлежите...
Христос не ставит вопросов о вере; Он ставит вопрос о том, было ли в
наших сердцах сострадание, умели ли мы видеть страдание вокруг нас и
отозваться - или же нет. И если мы отозвались, то мы Ему родные.

Но в этой притче есть еще что-то даже более дивное; она обращена не
только к христианам, к ученикам и верующим. Когда Христос скажет тем,
кто был полон сострадания, полон любви: вы сделали всё, что нужно: вы
накормили голодного, вы приютили бездомного, вы посетили больного, вы
не постыдились признать за брата того, кто был в тюрьме - все эти люди
ответят: Но когда мы видели Тебя?.. И Христос скажет: что вы сделали
одному из Моих братьев, вы Мне сделали...

Не дивно ли подумать, что любовь - как мост, перекинутый над любой
бездной, что любовь выдерживает и торжествует над любым испытанием;
что быть человечным даже не значит видеть в брате образ Божий, видеть
в брате кого-то, кого любит Бог, за кого Он положил Свою жизнь.
Достаточно увидеть в нашем ближнем его нужду в сострадании; увидеть
человека, ничего больше - и тогда окажется, что мы поступили
правильно.

Хочу сегодня сказать еще об одном. Сегодня день, когда мы вспоминаем
Страшный суд, но это также начало поста; с сегодняшнего дня
православные воздерживаются от мяса. Есть ли в этом какой-то смысл,
кроме подвига и дисциплины? Да, думаю, что есть. В 9-й главе книги
Бытия есть страшный отрывок. После потопа, когда человечество стало
еще более слабым, чем прежде, еще менее укорененным в Боге, более
трагично одиноким, более трагично зависимым от твари, потеряв общение
с нетварным, Бог говорит Ною: теперь всё движущееся на земле, все
твари будут вашей пищей; они будут вам в пищу, а вы будете им в
страх... Это то взаимоотношение, которое человеческий грех, потеря
Бога, установит между нами и всем тварным миром, но особенно
мучительно и чудовищно - с животным миром. И воздержанием от мяса во
время поста мы свидетельствуем, что мы это понимаем и - о, в какой
малой мере! - стремимся искупить. Мы - страх тварного мира; мы
разрушаем его, мы портим и загрязняем его, а призваны мы были изначала
вести его в вечность, в славу Божию, в совершенную красоту, которую
Бог задумал для всей твари. Мы были призваны сделать из этого нашего
мира собственный мир Божий, Божие Царство - не в том смысле, что Он
властвует над нами, а в том, что это Его семья: место, где Он живет
среди Своей твари и где творения Божии могут ликовать о Нем и друг о
друге.

Поэтому будем помнить, что в ту меру, в какую мы будем верными призыву
Церкви - это не только акт, которым мы стараемся освободиться от
подвластности материальному миру, но и признание нашего греха против
мира; и хоть в этой малой мере - усилие исцелить наносимую нами порчу,
свидетельство, что мы понимаем, что мы сокрушаемся сердцем, и что даже
если мы не можем жить иначе, мы болеем душой, стыдимся и
поворачиваемся к Богу и к миру, к которому мы относимся так
беспощадно, с сокрушенным и кающимся сердцем. Аминь!

----

* - Интернет версию проповеди можно посмотреть на странице:
http://www.metropolit-anthony.orc.ru/serm.htm

Предыдущие проповеди можно выбрать в архиве:
http://www.metropolit-anthony.orc.ru/archive.htm

Форум библиотеки:
http://www.metropolit-anthony.orc.ru/wbb2/


Электронная библиотека
"Митрополит Сурожский Антоний"
http://www.metropolit-anthony.orc.ru/

No comments: