Tuesday, November 18, 2008

Митрополит Антоний Сурожский О Божественной литургии

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Спаситель в Евангелии нам говорит, что где двое или трое соберутся в
Его имя, там Он будет среди них. Отдаем ли мы себе отчет в том, что мы
сегодня переживаем, что сегодня было? Собралось нас немного народу, но
насколько больше того, чем нужно для того, чтобы Христос Спаситель,
наш Бог был в нашей среде! Он был здесь среди нас. Не священник своею
силою совершает Божественную литургию, не он своей рукой преподает нам
причастие Святых Тайн. Совершитель литургии, совершитель обедни ≈ Сам
Господь Иисус Христос, наш Бог, наш Спаситель. Священник произносит
слова, он совершает действия, но сила совершительная ≈ от Самого Бога.
Только что совершилось чудо в нашей среде ≈ Христос стоял и совершал
Литургию. Видимо совершал ее я, невидимо совершал ее Спаситель
Христос. Он был среди нас. И когда мы подходили к причастию, и я, и вы
≈ мы получили причащение Святых Тайн невидимо Его рукой. Разве это не
дивно, разве это ≈ не такое чудо и не такая радость, чтобы нам всю
неделю, больше того, может быть, всю жизнь ее пронести с собой. С нами
был Бог, мы были с Ним, и не как чужие ≈ как Ему родные, как самые Ему
близкие люди, с которыми Он хотел разделить обед Свой, Тайную Свою
Вечерю, дать нам тот хлеб, который Он претворил в Свое Тело, дать нам
то вино, которое Он превратил в Свою Кровь, чтобы не только мы были
сегодня с Ним, но чтобы Он хлебом и вином, Телом и Кровью Своей вошел
в нас, стал нами, и мы стали, сколько мы можем это понести, тем, что
Он есть, таким человеком, которым Он был на земле.

Поэтому будем благоговейно относиться к самой службе, трепетно на нее
приходить, но с какой радостью, с какой радостью о том, что Господь в
нашей среде, что Он совершает служение, что Он нам дает причастие, и
что мы делаемся участниками Его человеческой, но, по слову апостола
Петра, и Божественной природы. Мы все уйдем, каждый в свою сторону, а
с нами пойдет Христос. Его Кровь бежит в наших сосудах, Его Тело
пронизывает нашу телесность. Где бы мы ни были, даже тогда, когда мы
об этом не думаем, даже если мы этого не сознаем, с нами приходит
Христос к тем людям, которые, может, Его не ожидали, но так в Нем
нуждаются, ≈ люди без веры, люди без надежды, люди без любви, люди без
радости, люди без чистоты, люди, которые в потемках. Мы, приходя в их
среду, в себе, как в священном сосуде, приносим Христово присутствие.
Разве это не радость? И как мы должны себя хранить, зная это! Если бы
Церковь нам доверила вот эту святую Чашу со Святой Кровью и со Святым
Телом Христовым, как бы мы хранили! Мы боялись бы прикоснуться к ней,
мы глядели бы на нее трепетным сердцем. Так должны мы относиться к
себе самим и друг ко другу, потому что мы больше этой Чаши. Эта Чаша
остается серебром, мы делаемся родными Христа Спасителя, братьями,
сестрами Его, как Он нас Сам называет в Евангелии.

Будем поэтому приходить в церковь как к величайшей радости, будем
стоять вместе, зная, что не только с нами Христос, но что каждый из
нас несет в себе присутствие Христово, и что мы должны служить друг
другу с благоговением, с любовью, с лаской, жертвенно, как Христос нам
послужил жизнью и смертью.

Какое это чудо, какая это радость! Возблагодарим Бога за это. Возлюбим
друг друга ради этого любовью Господней, и тогда наша община станет
иной, она станет, как свет, как радость для всех, кто вокруг нее, и
Христос возрадуется о нас ≈ что не напрасно Он жил, не напрасно Он
умер, что Он оставил за Собой вестников Его крестной любви, Его
торжествующего воскресения. Аминь.

No comments: