Sunday, November 9, 2008

Хайнц Холлигер о тростях в беседе с американцем Фредериком Палмером:

...Мне кажется, занятость тростями уводит американских гобоистов от музыки. В последние 50 лет они только точат трости. Я думаю, трость, это приспособление для делания музыки, и ничего более, и я хочу делать музыку, а не трости. Трость не должна определять возможностей инструмента. Американские гобоисты часто оценивают музыку относительно возможностей своих тростей. Когда что-то не получается на трости, которая есть в данный момент в наличии, они не хотят это играть, иметь дело с этой музыкой. Это вообще пагубный, вредный подход. Я считаю, единственная цель трости — дать все, что может гобой. Гобой — богатейший инструмент. Вы можете использовать его для получения любого тембра, любого звукового спектра, конечно же при помощи трости. Вы можете разные трости использовать для разной музыки, разные виды звука — это очень увлекает. Многие американские гобоисты живут поиском «истинно американского звука». Я не знаю, что означает это понятие, но я видел, как они блаженствуют, когда добиваются своего. Я не думаю, что музыка начинается там, где один характер звука ставится в сравнение с другим характером звука. Поэтому я не фанатик изготовления тростей. Иногда меня жутко раздражает, когда после большого сольного концерта, сыграв массу непубликовавшихся, почти никому неизвестных доселе произведений я встречаю толпу гобоистов, которые просят: «Дайте посмотреть Ваши трости». Я в таких случаях просто прихожу в бешенство, мне хочется футляром с тростями запустить в них. Они не хотят говорить о музыке. Можно ничего не играть. Можно просто показать им трость вместо концерта, и они будут счастливы.

В то время как американцы ищут красоту звука, я направляю внимание на звучание музыки вообще, я стремлюсь ко многому, не только к качеству тембра. И у меня большие сомнения в правильности выбранного ими пути, потому что в заточке их тростей маловато логики. Первое. Они делают предельно тонкие концы. Это, разумеется, дает трости возможность нормально вибрировать. А далее, сразу после этих тоненьких концов они оставляют толстый участок, называемый «сердцем», который противодействует тому, что происходит на концах, останавливает вибрацию, возбужденную концами трости. Это как если бы мы отказывались от того, что только что произнесли. Затем, чтобы компенсировать случившееся, они вытачивают такие «окна» по всей длине пера, и эти «окна», как и концы, очень тонкие. В действительности такие трости производят весьма хаотичный набор вибраций. Я думаю, скрипичный мастер стремится так обработать дерево, чтобы инструмент звучал ровно по динамике, тембру, качеству звука на протяжении всего диапазона. Он не будет делать неожиданных вырезов или оставлять невыструганными участки дерева, чтобы остановить вибрации. Когда я делаю трости, я стремлюсь к значительно более ровной заточке, чем американская, она плавно уменьшается по толщине по направлению к концам и позволяет трости вибрировать полностью. Концы не столь тонкие, как на американских тростях, «сердце» не такое толстое, как на американских тростях, заточка не такая длинная, как на американских тростях.

полностью интервью:

No comments: